
За время педагогической деятельности собрала коллекцию нетрадиционных мероприятий "Вечера на хуторе близ Дубинки", которая состоит из 14 творческих проектов и эпохального в своем роде рок-мюзикла "Король Артур".
О некоторых аспектах внеклассной работы на уроках химии в МОУ СОШ № 43 можно посмотреть здесь http://knmc.kubannet.ru/node/334
Людмила Александровна Курятник, учитель химии МОУ СОШ № 43 г. Краснодара
«День учителя химии»
Использование нетрадиционных и интегрированных внеклассных мероприятий по химии при проведении декады естественно-математических дисциплин
Материалы из выступления на VI Краснодарском педагогическом марафоне
Химия — сложная, но интересная наука. С этим утверждением соглашается большинство школьников. И, хотя, далеко не все выпускники школ в настоящее время сдают единый государственный экзамен по химии, но многие в состоянии оценить занимательную сторону этого уникального в своем роде школьного предмета.
Во время проведения декад учащиеся 8—11 классов охотно принимают активное участие в их подготовке. Целью многоплановой работы учащихся и учителя является демонстрация того факта, что химия пронизывает практически все стороны современной человеческой жизни, искусства, техники, истории, литературы…
К концу учебного года выпускники 9—11 классов готовят мультимедийную коллекцию «Грани магического кристалла. Химия в жизни людей и истории человеческой цивилизации». Согласно древнеиндийским легендам, человек совершенствует себя, раскрываясь в искусствах и науках, подобно лепесткам священного лотоса, или оттачивая свои знания и умения, подобно граням драгоценного камня.
Показать, каким образом химия связана с различными аспектами человеческой деятельности — задача не из легких, но результат предвосхищает ожидания: 64 мини-исследования, защита работы, электронные презентации. «Химия и кулинарное искусство», «Химия управляет погодой», «Химия любви», «Лекарство от старости», «Человек из пробирки» — таков далеко не полный перечень тем коллекции.
Во время веселой игры «За 80 минут вокруг планеты элементов» привычная всем таблица Менделеева превращается в ярко раскрашенную настольную игру с множеством неизведанных маршрутов. В пути учащихся 8-х классов ожидают интересные приключения и нелегкие испытания в виде вопросов по географии, химии, биологии, минералогии, практические задания по химии и смежным дисциплинам.
В девятом классе урок — посвящение в химики «От Ученика к Мастеру. Первые шаги» проходит необычным образом. Учащиеся должны не только продемонстрировать практические знания и умения по химии, но и подготовиться к интеллектуальной викторине, посвященной вопросам возникновения тайных орденов и всем известных обществ ученых и философов со времен античности и Средневековья до Эпох Возрождения и Просвещения, решить химические головоломки и остроумные задачки с использованием четырех «покоренных стихий»: Огня, Воздуха, Земли и Воды в духе известного произведения Д. Брауна «Код да Винчи».
Учащиеся 10 и 11 классов нарушают традиционный ход уроков в школе. Они встречаются на уроке химии по разные стороны «баррикад». Команды школьников представляют собой два «враждебных лагеря»: материалистический и идеалистический. Учитель биологии с помощью учащихся 11 класса излагает систему научных взглядов на происхождение жизни на планете Земля. А творческая группа учащихся 10 класса под руководством учителя химии представляет костюмированный космогонический спектакль, рассказывая древние легенды о сотворении мира.
Кроме этого, учащиеся предварительно обрабатывают огромное количество материала о двадцати религиях мира, шьют костюмы, рисуют Книгу Времен «Страницы сотворения мира», подбирают особую этническую музыку. Таким образом, интегрированный урок по химии и биологии «Происхождение жизни на Земле», так же, как и другие мероприятия декады, превращается в настоящий праздник и позволяет вовлечь в подготовку не только учащихся, имеющих способности в области естественных наук, но и творческих детей, одаренных в сфере гуманитарных дисциплин".