Детективная история об исчезнувшем школьном автобусе в Слюдянском районе раскрыта
Закон нарушен. Кто ответит?
«Почти детективная история об исчезнувшем школьном автобусе» - так был назван материал, который газета «Слюдянка» опубликовала 23 ноября сего года. Причиной для его появления послужили обращения жителей деревни Быстрой. Напомним нашим читателям суть истории: родители и родственники школьников Быстрой, которых к месту учебы и домой должен возить школьный автобус, сообщили нам о том, что с 9 по 31 октября их дети не обучались в школе Кул- тука совсем, а с 12 ноября ездят на занятия через день. Во время встреч с людьми выяснилось, что к месту учебы, в школу Култука, не возят не только школьников Быстрой, но и Ангасолки, Андриановс- кой и Тибельти.
По просьбе жителей Быстрой мы познакомили их с нашими иркутскими коллегами-журналистами, помогли найти необходимые адреса и телефоны. Но ещё до обращения в СМИ области и газету «Слюдянка» отчаявшиеся родители школьников письменно и по телефону обращались в Администрацию Слюдянского района - к мэру района А. В. Должикову, в Комитет по социальной политике, к руководству школы. Затем были написаны письма в Правительство Иркутской области, отправлены телефонные сообщения уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области.
Последним шагом жителей деревни Быстрой стало письменное обращение в Федеральную службу по надзору и контролю в сфере образования и науки России, к губернатору Иркутской области С.В. Ерощен- ко, в три редакции: программы «Вести-Иркутск», газет «Восточно-Сибирская правда», «Байкальские вести» и «Слюдянка».
19 ноября в деревне Быстрой состоялась встреча родителей и родственников школьников с редактором газеты «Слюдянка», 20 ноября в Слюдянском районе побывала съёмочная группа программы «Вести-Ир- кутск» с репортёром Игорем Пихановым, 21 ноября - репортёр областной газеты «Байкальские вести» Юрий Удоденко. 23 ноября на информацию о том, что дети отдалённых поселков Слюдянского района не получают обязательного образования, откликнулась региональная власть, распространив в СМИ области сообщение пресс-службы губернатора и Правительства Иркутской области.
О чём же сообщила пресс- служба региональной власти? Во-первых, о намерении правительства области отправить в департамент образования Слюдянского района правительственную комиссию - для проведения комплексной проверки. Об этом сообщил первый заместитель председателя Правительства Иркутской области Николай Слободчи- ков на совещании, которое состоялось по поручению губернатора Сергея Ерощенко. Во-вторых, Николай Слободчиков подчеркнул, что помимо отправки комиссии будет подготовлено обращение в прокуратуру области по факту нарушения прав детей на доступное образование. Сюжет с этого совещания жители области посмотрели в программе «Вести-Иркутск».
Пресс-служба губернатора также отметила, что «...По словам мэра Слюдянского района Андрея Должикова, в настоящее время за школой закреплено три автобуса ПАЗ и одна «Газель», автомобили находятся в исправном состоянии. Однако на линию выходит только один. Причиной мэр района назвал увольнение водителей». Далее пресс-служба приводит прямую речь г-на Должикова: «Для водителей школьных автобусов установлены жесткие требования. У них должна быть категория вождения «Д», три года опыта осуществления пассажирских перевозок и отсутствие нареканий по линии ГИБДД. Найти людей на существующие вакансии школьных водителей сложно». На данное заявление первый зампред правительства сказал, что в этом случае глава муниципалитета должен был обратиться в Министерство образования Иркутской области и привлечь актив района для выработки совместного решения проблемы.
Любопытный факт: в Слюдянском районе после закрытия предприятий и сокращений работников (БЦБК, Рудоуправление, Рыбозавод, Култукский мясокомбинат, Автовнештранс и т.д.) водители со всевозможными категориями устраивались на работу кто куда смог Многие до сих пор работают таксистами, многие нашли рабочее место не по специальности и продолжают искать возможность работать водителями. Поэтому заявление мэра об отсутствии в районе водителей с категорией «Д», мягко говоря, вызывает сомнение.
Вообще ситуация с увольнением водителей школьных автобусов в школе №7 должна была бы немедленно заинтересовать законодательную ветвь региональной и районной власти уже потому, что трое из четырёх водителей ушли из-за смешной заработной платы в 7 тысяч рублей. Один из них при встрече рассказал нам, что содержанию автобусов должного внимания не уделялось, водителям самим приходилось ремонтировать технику. Да и на запчасти средства выделялись крайне редко, что и послужило причиной для принятия решения уволиться.
В минувший понедельник родители школьников из деревни Быстрой рассказали нам, что в этот день сопровождающая школьный автобус Р.Р. Пашковс- кая сообщила быстрянам долгожданную весть: с 26 ноября школьный автобус будет забирать ребятишек Быстрой и Тибельти в школу ежедневно.
Что и говорить, известие из Быстрой нас порадовало. Однако в этот же день в Ангасолку заехал наш коллега из Иркутска и от родителей школьников узнал о том, что 26 ноября детей из Ангасолки на занятия в школу опять не возили. Чуть позже жители Ангасолки подтвердили, что школьного автобуса 26 ноября действительно у них не было. Ан- гасольцы по-прежнему ждут официального ответа от правительства области на вопрос: когда дети посёлка будут стабильно учиться и кто ответит за то, что они были лишены законного права на образование?
Возникает и ещё один вопрос: за что получают далеко не маленькие зарплаты мэр Слюдянского района и чиновники Комитета по социальной политике? Содержание школ (а, значит, и школьных автобусов), контроль за организацией учебного процесса (а, значит, и за доставкой школьников к месту учёбы) - их святая обязанность. Эту обязанность они не выполняли с 9 по 31 октября 2012 года по отношению к школьникам Ангасолки, Анд- риановской, Быстрой и Тибельти, а в ноябре выполняют наполовину.
Нам думается, школе №7 (как и другим общеобразовательным школам района) негде взять средства на содержание школьных автобусов и повышение оплаты водителей, кочегаров, сторожей и других технических работников. Фонд оплаты труда школ формирует правительство области (оно же и направляет в районы субвенции на заработную плату работников школ), в нём учитывается заработная плата всех работников школы, которая напрямую зависит от количества обучаемых детей. Оплата труда обслуживающего персонала школ, как нам пояснили их руководители, сегодня зависит от положения об оплате этой категории работников, которое разрабатывает правительство области и принимает администрация района.
Из базовой части фонда оплаты труда (ФОТ) школы выплачивают компенсации многим работникам своих коллективов (уборщицам - за работу с моющими средствами, учителям химии - за работы с химпрепара- тами, учителям информатики, сторожам и т.д.), и этих средств едва хватает на необходимые выплаты. Стимулирующая же часть ФОТ, как говорят руководители школ, настолько мала, что не позволяет повысить заработную плату и учителей, и обслуживающего персонала. Но если в школах Слюдянки и Байкальска в число работников обслуживающего персонала входят уборщицы, сторожа, вахтеры и работники школьных столовых, то в школе Култука таких работников значительно больше, потому как там трудятся ещё и кочегары (школу отапливает котельная), водители автобусов и сопровождающие детей во время поездки в школу и обратно. Соответственно у директора школы №7 возможности повысить оплату труда водителям школьных автобусов просто нет. Парадокс, но сделать это она может только в том случае, если «оторвёт» средства от зарплаты других работников! Понятно, что директор школы №7 М.Г. Медведева сама нигде не найдёт средства на увеличение оплаты водителей, о чём она руководство района извещала.
Кстати, в последние два-три года проблема низкой заработной платы обслуживающего персонала школ района уже не раз поднималась их руководителями и на уровне мэра района, и на уровне области. Особенно остро этот вопрос зазвучал более года назад, когда изыскивались средства на повышение заработной платы учителям. Министерство образования тогда рекомендовало муниципалитету изыскать средства в бюджете района на заработную плату водителей школьных автобусов, уборщиц, сторожей и всех остальных технических работников школ. Местная власть на это не пошла, и о повышении оплаты труда водителей школьных автобусов тоже не позаботилась.
Напомним нашим читателям, что уволились водители школьных автобусов накануне выборов мэра района. Однако сразу после выборов, как рассказали нам депутаты районной Думы, народные избранники большинством голосов поддержали предложение администрации района повысить заработную плату далеко не бедным мэру района и его чиновникам на 15%. Значит, средства на это повышение в размере около 1 млн. 600 тыс. рублей в казне района найдут. Для сравнения отметим, что, если оплату водителей поднять хотя бы до 10 тысяч рублей, на год четырем водителям нужно дополнительно где-то 160 тысяч рублей...
Крайним у нас в России нередко бывает стрелочник. Сегодня в ситуации с нарушением прав детей Быстрой, Тибельти, Ангасолки и Андриановс- кой стрелочником, возможно, станет директор многострадальной школы Култука. И нам очень не хотелось бы именно такого развития событий.
Марина Полторадядько
ОТ РЕДАКЦИИ
28 ноября, как стало известно нашей редакции, правительственная комиссия приехала в Слюдянский район. В этот же день мы получили сообщение пресс-службы губернатора и Правительства Иркутской области о том, что доставку детей школьные автобусы осуществляют в соответствии с графиком.
Газета «Слюдянка» №39 от 30 ноября 2012 года
Похожие сюжеты
Детективная история об исчезнувшем школьном автобусе в Слюдянском районе раскрыта - Иркутск
21:44 02.12.2012 PriBaikal.Ru